70 лет Великой Победы!

70 лет Великой Победы!

четверг, 14 марта 2013 г.


Тема. Выполнение учебной задачи
в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
В процессе обучения, с первых занятий, явно прослеживаются различия в способности восприятия учащимися учебного материала.
  У них разные:
     - уровень начальной подготовки (уровень знания биологии, математики, технологии и т.д.);
     - степень развития интеллектуальных и физических способностей;
     - другие способности и наклонности.
  В связи с этим для выполнения учебной цели программы необходимо в учебном процессе применять индивидуальный подход к учащимся.
  Для выполнения этой задачи применяются различные методы – поисковый, метод проекта, метод незаконченного образца, исследовательский, метод объёмного рисунка, метод линейного рисунка.
  Подробно рассмотрим метод решения одной задачи различными способами при достижении одинакового результата...


  Ставится задача – выполнить определённую технологическую операцию.
  Если не учитывать особенности учащегося, схема будет следующая:
  Задача – приём выполнения – способ выполнения – результат.
Эта схема – стандартный кратчайший путь к достижению результата. В данном случае результат не всегда будет  положительный.
С учетом индивидуальных особенностей учащихся схема будет следующая:
                                                                  

                                                          постановка задачи  (технологическая операция)

                                                 
приём   выполнения
          

приём выполнения                                     приём выполнения                                приём выполнения



способ        способ                                   способ               способ                              способ          способ
 

                                                        

                                                                                 результат

Дополнительные приёмы и способы не упрощают поставленной  задачи и не всегда являются более простыми в исполнении, чем стандартный приём или способ.
При данной схеме учащийся методом поиска выбирает определенный приём или последовательность приёмов, способ выполнения  при которых у него получается  наилучший результат. В процессе вырабатывания навыка, приобретения опыта (знание свойств древесины, умения владения инструментом, полное представление особенностей выполнения технологических операций, развития  воображения и т. д.) у учащихся изменяется и схема выполнения задачи, вырабатываются свои индивидуальные  особенности резьбы.
Приведу конкретные примеры. Резьба  плоскорельефная  с заоваленными контурами. Задача – подрезка контура выемки со стороны фона под углом 15 градусов, рез на себя.
Общая схема:
     - нож берется сверху, а не в кулак, лезвие на себя, угол между рукояткой и плоскостью реза 15 градусов;
     - большой палец  левой руки упирается в рукоятку со стороны пятки (у клинка);
     - выполняем рез.


Индивидуальная схема:

   - выполняется рез под углом 15 градусов (по отношению к плоскости реза);   
  - большой палей левой руки может находиться как со стороны пятки, так и со стороны носка;
  - при снятии фаски нож можно использовать как стамеску или заменить стамеской.
Таким образом, один приём раскладывается на два, при этом количество повторов выполнения  может быть разным.
  Каждый приём можно выполнить тремя способами.
  В случае реза от себя один приём раскладывается (заменяется) тремя: рез от себя  с завалом рукоятки влево, рез с завалом вправо, при этом нож держится подобно авторучке, снятие фаски под углом 15 градусов.
  На конечный результат оказывают влияние  не только приёмы и способы их выполнения, но и то,  что следует перед ними – определенные правила.
  Определение направления реза – один из главных вопросов в резьбе по дереву.
  Основное правило: направление реза определяется направлением слоя древесины, рез направлен в направлении расположения слоя древесины, т.е. в направлении естественного роста древесных волокон.
  Определение направления реза с использованием этого правила в данной формулировке без  определённого навыка и опыта вызывают у учащихся большие затруднения. Поэтому основное правило дополняется ещё двумя правилами, которые можно использовать независимо друг от друга.
1. Правило подхода волокна к грани. (в данных правилах рассматриваются грани, расположенные под углом к волокну).
  Направление реза совпадает с направлением подхода волокна к грани.
  Краткое пояснение:
     - располагаем заготовку таким образом, чтобы волокна были параллельны линии глаз резчика,  т.е. перед собой;
    - определяем, с какой стороны подходят волокна к грани: справа или слева относительно резчика (при этом волокна внутри изображения не берутся во внимание);
     - если волокна подходят справа, то режем справа налево;
     - определяем положение крайних точек грани (правую и левую) относительно резчика;
     - выполняем рез.
  Если волокна подходят слева, то и режем соответственно слева направо.
  При использовании этого правила возможны затруднения учащимися из-за волокон внутри фигуры.
2. Правило рукоятки ножа.
  Направление реза определяет наклон рукоятки (в какую сторону рукоятка наклонена (в правую, в левую) оттуда и режем).
  В данном правиле определение подхода волокна к грани заменяется определением направления наклона рукоятки ножа.
  Учащийся выбирает по своему усмотрению то или иное правило.
  Выбор учеником приёмов, способов, правил и т.д., как правило не зависит от их сложности применения, а зависит от особенностей самих учащихся, их способностей и наклонноятей, что в конечном итоге определяет результат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий