Трудовое воспитание в объединении
«Резьба по дереву».
Одной из воспитательных задач программы является трудовое воспитание.
Трудовое воспитание – воспитание, основанное на применении труда.
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с
помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.
Цели трудового воспитания:
- формирует трудолюбие,
коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу, самостоятельную
деятельность, нравственное, умственное, эстетическое и физическое развитие
детей.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что воспитание в
труде – это, прежде всего, воспитание любви к людям, к природе ко всему
прекрасному, развитие склонностей, укрепление коллективизма, подготовка к
выбору профессии, воспитание характера, нравственности, убеждений – все
педагогические цели, сколько их есть, сливаются в один узел, который называется
труд...
Каким образом поставленные цели реализуются в объединении?
Ученик приходит в объединение, побуждаемый интересом. С первого занятия он должен себе представлять результат своего дальнейшего посещения объединения, т. е. необходимо мотивировать его будущие действия. Большую роль, наряду с собеседованием, раскрывающим ученику общий ход его обучения, является принцип наглядности – кружковая выставка. Большинство работ выполнено учениками объединения, что вселяет большую уверенность во вновь прибывшего в своих силах и возможностях.
Особенно в начальном периоде обучения необходимо соблюдение принципа сложности и доступности восприятия учебного материала, основанным на индивидуальном подходе в обучении. В случае несоответствия нагрузки и возможностей интерес ученика заметно снижается. Но нельзя и слишком упрощать задание. Не обоснованное упрощение ведет к несоответствию уровня вырабатываемых навыков к необходимым навыкам по выполнению какого - либо резного изделия.
У каждого ученика наступает такой момент, когда он начинает осознавать тот факт, что чтобы получить то, зачем он пришел, необходимо затратить усилие, необходимо трудиться. Работа становится не в тягость, если в ней он увидит какой-нибудь смысл. Он начинает понимать необходимость и пользу своего труда, труд становится творческим. Осмысленная трудовая деятельность способствует развитию детей технических способностей, инициативного, творческого подхода к делу.
Ученик должен четко себе представлять, почему он выполняет у или иную технологическую операцию так или иначе, почему надо следовать определенным правилам, не нарушая их, он должен понимать что и для чего он делает. И в этом большую помощь ему оказывает метод исследований и метод поиска, в результате применения которых он сам находит оптимальное решение.
У ребенка возникает повышенный интерес к делу, когда он начинает относиться к нему творчески, т. е. с момента, когда он создает что-то свое, начиная с незначительных изменениях в схемах, орнаментах. Затем по ере усложнения программы, а программа построена именно по принципу усложнения, он изменяет элементы изделия, моделирует их по своему, а затем предлагает и создает свои элементы изделия, вырабатывает свой стиль резьбы, свойственный ему одному, т.е. в ребенке проявляется личность. Этому способствуют отсутствие ограничения, в пределах раздела, темы, уровня обучения, в выборе и составлении схем, орнаментов, моделировании каких-либо элементов, выборе сюжетов, изделий. При этом надо так же отметить, что ошибки, допускаемые учеником, не всегда бывают отрицательными, а напротив, могут привести к совершенно новым неожиданным решениям.
Вместе с тем ученик должен знать, что существуют определённые правила резьбы и нормы поведения, без которых невозможно добиться высокого качества резной поверхности: определённые правила резьбы, ТБ, дисциплина, аккуратность, ответственность.
Дисциплина резчика – строгое соблюдение ТБ, приёмов резьбы, основ построения схем, орнаментов. Несоблюдение дисциплины ведёт к неудовлетворительному результату.
Аккуратный – это исполнительный, соблюдающий во всём порядок. Тщательный, выполненный старательно, бережно.
Присутствие аккуратности при соблюдении дисциплины гарантирует высокое качество резьбы, развивает навыки практические.
Ответственность – необходимость отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях. Например, педагогу в начале обучения, а затем отчёт самому себе в качестве и объёме своей деятельности.
Эти качества (Д. А. О.) можно воспитывать не только путём разъяснений, внушений, демонстрации. Но и главным образом путём применения анализа и самоанализа своей деятельности. Существуют определённые критерии оценки качества резной поверхности. Опираясь на критерии, ученик делает анализ своей работы: оценивает качество, выявляет недостатки, их причины, делает выводы по их устранению. Постепенно у ученика вырабатывается навык самостоятельной оценки своей деятельности.
Сухомлинский говорил, что будничный труд перестаёт быть скучным, если он начинается с замысла, с мечты и заканчивается появлением чувства удовлетворённости и гордости. И таким замыслом является метод проекта, самый результативный метод в творческом развитии личности и, как следствие, самостоятельная организация деятельности. Появляются новые идеи, новые решения – идёт развитие.
Трудовое воспитание как реализация творческого потенциала детей включает в себя проведение выставок, участие в выставках и конкурсах различных уровней. Нельзя забывать и о такой мотивации трудовой деятельности ученика, как материальный стимул. Средства, цену которым дети постигли собственным трудом, вызывает бережливое отношение не только к этим личным, но и к родительским средствам. Ценить деньги человек начинает тогда, когда сам их зарабатывает. Такой подход способствует экономическому воспитанию, даёт возможность получить представление о заработной плате, научить ценить трудовой рубль, соизмерять свои запросы с запросами других членов семьи, т.е. на личном опыте позволяет усвоить связь труда и потребления. Кроме того, что немаловажно, оценить уровень своего мастерства.
Сухомлинский отмечал: «Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я бы поставил три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится государство».
Трудовое воспитание неотъемлемое от духовного, нравственного воспитания. Во многом эти задачи
можно решить, включая в учебный процесс резные изделия, выполненные в стиле народных традиций, народного декоративно-прикладного творчества, которое всегда несёт в себе глубокий смысл, мудрость наших предков.
Подводя итог, хочу отметить, что Антон Семёнович Макаренко подчёркивал необходимость единства трудового и нравственного воспитания, как важного условия, обеспечивающего воспитательный эффект трудовой деятельности.
1. Это значит, что важной сферой в процессе труда должны быть жизненные цели, убеждения, идеалы личности.
2. Деятельностно-творческий аспект, связанный с формированием нравственных привычек, умений, творческих способов деятельности: привычки доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, добросовестно, проявлять инициативу, творческий подход к решению любой трудовой задачи.
3. Ценностный аспект, связанный с формированием ценностного отношения к труду как к способу всестороннего развития своих творческих способностей, способу самоутверждения как личности, имеющей любимое дело, призвание, нужной, полезной обществу.
4. Поведенческий аспект, предполагающий воспитание желания и умения трудиться в коллективе, совместно с другими людьми, строить свои отношения с учетом трудового коллектива, правильно регулировать своё поведение в процессе коллективной деятельности, добиваясь успеха, проявляя способность к самоконтролю, самоорганизации, самодисциплине в труде. Каким образом поставленные цели реализуются в объединении?
Ученик приходит в объединение, побуждаемый интересом. С первого занятия
он должен себе представлять результат своего дальнейшего посещения объединения,
т. е. необходимо мотивировать его будущие действия. Большую роль, наряду с
собеседованием, раскрывающим ученику общий ход его обучения, является принцип
наглядности – кружковая выставка. Большинство работ выполнено учениками
объединения, что вселяет большую уверенность во вновь прибывшего в своих силах
и возможностях.
Особенно в начальном периоде обучения необходимо соблюдение принципа сложности
и доступности восприятия учебного материала, основанным на индивидуальном
подходе в обучении. В случае несоответствия нагрузки и возможностей интерес
ученика заметно снижается. Но нельзя и слишком упрощать задание. Не
обоснованное упрощение ведет к несоответствию уровня вырабатываемых навыков к необходимым навыкам
по выполнению какого - либо резного изделия.
У каждого ученика наступает такой момент, когда он начинает осознавать
тот факт, что чтобы получить то, зачем он пришел, необходимо затратить усилие,
необходимо трудиться. Работа становится не в тягость, если в ней он увидит
какой-нибудь смысл. Он начинает понимать
необходимость и пользу своего труда, труд становится творческим. Осмысленная
трудовая деятельность способствует развитию детей технических способностей,
инициативного, творческого подхода к
делу.
Ученик должен четко себе представлять, почему он выполняет у или иную
технологическую операцию так или иначе, почему надо следовать определенным
правилам, не нарушая их, он должен понимать
что и для чего он делает. И в этом большую помощь ему оказывает метод
исследований и метод поиска, в результате применения которых он сам находит
оптимальное решение.
У ребенка возникает повышенный интерес к делу, когда он начинает
относиться к нему творчески, т. е. с момента, когда он создает что-то свое,
начиная с незначительных изменениях в схемах, орнаментах. Затем по ере
усложнения программы, а программа построена именно по принципу усложнения, он
изменяет элементы изделия, моделирует их по своему, а затем предлагает и
создает свои элементы изделия, вырабатывает свой стиль резьбы, свойственный ему
одному, т.е. в ребенке проявляется личность. Этому способствуют отсутствие
ограничения, в пределах раздела, темы, уровня обучения, в выборе и составлении
схем, орнаментов, моделировании каких-либо элементов, выборе сюжетов, изделий.
При этом надо так же отметить, что ошибки, допускаемые учеником, не всегда
бывают отрицательными, а напротив, могут привести к совершенно новым
неожиданным решениям.
Вместе с тем ученик должен знать, что существуют определённые правила
резьбы и нормы поведения, без которых невозможно добиться высокого качества
резной поверхности: определённые правила резьбы, ТБ, дисциплина, аккуратность,
ответственность.
Дисциплина резчика – строгое соблюдение ТБ, приёмов резьбы, основ
построения схем, орнаментов. Несоблюдение дисциплины ведёт к
неудовлетворительному результату.
Аккуратный – это исполнительный, соблюдающий во всём порядок. Тщательный,
выполненный старательно, бережно.
Присутствие аккуратности при соблюдении дисциплины гарантирует высокое
качество резьбы, развивает навыки практические.
Ответственность – необходимость отдавать кому-нибудь отчёт в своих
действиях. Например, педагогу в начале обучения, а затем отчёт самому себе в
качестве и объёме своей деятельности.
Эти качества (Д. А. О.) можно воспитывать не только путём разъяснений,
внушений, демонстрации. Но и главным образом путём применения анализа и
самоанализа своей деятельности. Существуют определённые критерии оценки
качества резной поверхности. Опираясь на критерии, ученик делает анализ своей
работы: оценивает качество, выявляет недостатки, их причины, делает выводы по
их устранению. Постепенно у ученика вырабатывается навык самостоятельной оценки
своей деятельности.
Сухомлинский говорил, что будничный труд перестаёт быть скучным, если он
начинается с замысла, с мечты и заканчивается появлением чувства
удовлетворённости и гордости. И таким замыслом является метод проекта, самый
результативный метод в творческом развитии личности и, как следствие,
самостоятельная организация деятельности. Появляются новые идеи, новые решения
– идёт развитие.
Трудовое воспитание как
реализация творческого потенциала детей включает в себя проведение выставок,
участие в выставках и конкурсах
различных уровней. Нельзя забывать и о такой мотивации трудовой деятельности
ученика, как материальный стимул. Средства, цену которым дети
постигли собственным трудом, вызывает бережливое отношение не только к
этим личным, но и к родительским средствам. Ценить деньги человек начинает
тогда, когда сам их зарабатывает. Такой подход способствует экономическому
воспитанию, даёт возможность получить представление о заработной плате, научить
ценить трудовой рубль, соизмерять свои запросы с запросами других членов семьи,
т.е. на личном опыте позволяет усвоить связь труда и потребления. Кроме того,
что немаловажно, оценить уровень своего мастерства.
Сухомлинский отмечал: «Сотни тысяч слов
в нашем языке, но на первое место я бы поставил три слова: хлеб, труд,
народ. Это три корня, на которых держится государство».
Трудовое воспитание неотъемлемое от духовного, нравственного воспитания.
Во многом эти задачи
можно решить, включая в учебный процесс резные
изделия, выполненные в стиле народных традиций, народного
декоративно-прикладного творчества, которое всегда несёт в себе глубокий смысл,
мудрость наших предков.
Подводя итог, хочу отметить, что Антон Семёнович Макаренко подчёркивал
необходимость единства трудового и нравственного воспитания, как важного
условия, обеспечивающего воспитательный
эффект трудовой деятельности.
1. Это значит, что важной сферой в процессе труда должны быть жизненные
цели, убеждения, идеалы личности.
2. Деятельностно-творческий аспект, связанный с формированием нравственных привычек,
умений, творческих способов деятельности: привычки доводить начатое дело до
конца, делать его хорошо, добросовестно, проявлять инициативу, творческий
подход к решению любой трудовой задачи.
3. Ценностный аспект, связанный с формированием ценностного отношения к
труду как к способу всестороннего
развития своих творческих способностей, способу самоутверждения как личности,
имеющей любимое дело, призвание, нужной, полезной обществу.
4.
Поведенческий аспект, предполагающий
воспитание желания и умения трудиться в коллективе, совместно с другими людьми,
строить свои отношения с учетом трудового коллектива, правильно регулировать
своё поведение в процессе коллективной деятельности, добиваясь успеха, проявляя
способность к самоконтролю,
самоорганизации, самодисциплине в труде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий